Обычно мы рассказываем о какой-то идее продаж, а затем даем варианты ее использования, объясняя, почему это может быть интересно.

Сегодня все немного наоборот — вы прочитаете о том, что и так все знают и применяют, но получите немного теории и разберетесь, почему и зачем мы это делаем.

Невозможно представить себе продажу недвижимости без разговора о том, какую площадь подбирает себе Клиент, или какой бюджет у него выделен на покупку. Во-первых, это явно не то, что Клиент обычно затрудняется сформулировать, во-вторых, Менеджер и сам заинтересован в том, чтобы разобраться и быстрее внести ясность в предмет обсуждения — сколько квадратных метров, какого формата, где и за какие деньги готов рассматривать Клиент.

А, значит, прежде чем продавать, нужно разобраться с критериями выбора.

Какие бывают критерии выбора

Продолжая вносить ясность в терминологию, сегодня сформулируем, что такое критерий выбора.

Критерий выбора — это характеристика, свойство или требование, предъявляемое покупателем к продукту. Можно сказать, это то, как и каким представляет себе идеальный продукт ваш Клиент.

В отличие от потребностей (в узком определении), критерии объясняют, что ищет Клиент, а не для чего он это ищет.

Так, апартаменты «не ниже 4 этажа» — это классический критерий выбора, объективная характеристика, которой отвечают не всякие апартаменты, а «иметь красивый вид из окна» уже гораздо больше подходит под определение потребности, когда для Клиента важно, чтобы из окон будущей квартиры он мог любоваться видами города.

В идеале, хорошо иметь представление и о том, и о другом, иначе можно либо раньше времени ограничить возможности поиска (упустив из внимания, что красивые виды имеются уже на 2-м или 3-м этажах), либо потратить лишнее время (обсуждать квартиры с видом на набережную, когда Клиент хочет видеть крыши соседних домов).

Критерии выбора дают понимание, что ищет Клиент

Почему критерии — это удобно

Достаточно очевидно, что среди обилия предложений девелоперов и застройщиков в рамках даже одного проекта, Клиенту проще ориентироваться среди небольшого количества вариантов (Совет 42. Предлагайте конкретный вариант).

Задача Менеджера здесь в том, чтобы сэкономить время Клиента, и свое время тоже. А, значит, сразу отбросить малоперспективные варианты. Формат прайс-листов или CRM-базы словно сам подсказывает верное решение — определить два-три ключевых критерия и, буквально, «отфильтровать» предложения, не отвечающие критериям выбора покупателя.

В большинстве случаев речь пойдет о «воронке критериев» — в зависимости от проекта, «фильтровать» можно, либо отталкиваясь от площади, что уберет самое большое число ненужных вариантов, либо от бюджета. Максимально уменьшив количество вариантов на первом этапе, останется задать один-два уточняющих вопроса перед тем, как презентовать Клиенту конкретные помещения.

Работайте с критериями как с фильтрами, убирая «ненужные» варианты

Purchase this image at http://www.stocksy.com/602638

Вопросы для определения критериев выбора

Традиционно существует не так много критериев выбора объектов недвижимости, каждый из которых прост и очевиден:

Площадь
Бюджет
Цель покупки
Тип недвижимости
География
Финансы
Время

Вместе с тем, наличие четкой информации по всем пунктам дает абсолютно полное понимание того, что мы можем подобрать для Клиента.

Основная сложность будет заключаться в том, чтобы в процессе общения грамотно сформулировать соответствующие вопросы, не теряя контакта с покупателем и не нарушая естественного течения диалога.

Единственной разумной рекомендацией здесь может быть предоставление Клиенту обоснований, почему вы задаете ему все эти вопросы:

Нет

Да

Виктор, скажите, какую сумму вы готовы потратить на приобретение недвижимости?

[Довольно прямолинейно и нет ясности, что и на каких условиях могут предложить Клиенту]

Виктор, я обратила внимание, что вы из тех немногих покупателей, которые очень четко понимают, что они ищут. Чтобы сэкономить ваше время, могу я задать вам несколько вопросов о ваших пожеланиях, после чего смогу предложить вам конкретные варианты?

[Похвала + объяснение, почему мы собираемся что-то спрашивать]

 

Итак, попробуем сформулировать примерные вопросы, которые будет уместно задать в большинстве стандартных диалогов:

Площадь Квартиры какой площади вам интересны?

Вы уже думали, апартаменты какой площади готовы рассматривать?

Бюджет В каком бюджете выбираете недвижимость?

У вас есть предпочтения по бюджету?

(После того, как озвучили цены) Насколько данная стоимость для вас комфортна?

Какая цена за м2 является для вас сейчас приемлемой?

Цель покупки Подскажите, приобретаете квартиру для себя?

Уточните, пожалуйста, вы планируете сами проживать в апартаментах?

Тип недвижимости Вы принципиально смотрите только квартиры, или также рассматриваете и апартаменты?

Вам было бы интересно посмотреть предложения по апартаментам, или вы ищете только квартиры?

География Какие районы Москвы вам были бы интересны?

У вас есть пожелания по локации вашей будущей квартиры?

Где территориально вы хотели бы проживать?

Финансы Планируете сразу вносить всю сумму, или вам интересна рассрочка?

У вас планируется 100%-ная оплата?

Вы рассматриваете ипотеку, или планируете оплату из собственных средств?

Время У вас есть предпочтения по срокам готовности объекта?

Вопрос стадии готовности для вас имеет значение? Вы готовы рассматривать объекты на этапе строительства?

 

Уточняя критерии, аргументируйте, почему вы задаете эти вопросы

Два рода ошибок

Выявление критериев выбора и формирование предложений, возможно, одна из наиболее механистичных частей работы с покупателем (конкретные вопросы, конкретные ответы, конкретные предложения). В том числе, и поэтому, она наследует два рода ошибок, которые, формально, можно допустить — предложить Клиенту вариант, не отвечающий строго его критериям, когда он не готов делать исключения, и не предложить Клиенту вариант, чуть выходящий за рамки его критериев, когда он был бы готов немного от них отойти.

Причем, когда в случае первой ошибки у Клиента всегда есть возможность еще раз уточнить, что нужны варианты «строго не более 2,5 млн. рублей», то во втором случае есть риск упустить продажу, умолчав о варианте отличной квартиры за 3,0 млн. рублей или со сроком сдачи на полгода позже, чем хочет покупатель.

Поэтому единственный очевидный совет — ориентируясь на критерии, не забывать о потребностях (Совет 14. Что ищут Клиенты), чтобы не упускать шанс продать чуть больше.

Ориентируясь на критерии, не забывайте о потребностях

Purchase this image at http://www.stocksy.com/57724

Можно еще раз, но кратко?
Можно:

01Критерии выбора дают понимание, что ищет Клиент.

02Работайте с критериями как с фильтрами, убирая «ненужные» варианты.

03Уточняя критерии, аргументируйте, почему вы задаете эти вопросы.

04Ориентируясь на критерии, не забывайте о потребностях.